МЕЦЕНАТЫ

С течением времени границы прихода 1-й соборной мечети неоднократно изменялись по мере развития города и образования новых махалля. К началу XX века он охватывал южную часть исторического центра города. Восточная граница проходила по линии современного Студенческого переулка, южным пределом было русло Урала, западная граница шла по Набережной ул. (ныне Черепановых), северная – по Панфиловскому пер. (ныне Банный) и Неплюевской ул. (ныне Ленинская). Наибольшее количество прихожан проживало в пер. Кадетском (ныне Ивановский), Солдатском (ныне Диспансерный), ул. Водяной (ныне Максима Горького) и Введенской (ныне 9 Января), в пер. Татарском (ныне Каширина).

В 1826 г. при 1-й соборной мечети Оренбурга состояли 146 человек мужского пола, не считая «разных команд военного ведомства нижних чинов и выходящих из Бухарии и Хивы купеческих караванов», в 1861 г. -197 прихожан (101 мужчина и 96 женщин), в 1890 г. – 625 (350 мужчин и 275 женщин) и в 1908 г. – 252 прихожанина (132 мужчины и 120 женщин). По своему социальному составу это были преимущественно торговцы. В непосредственной близости от мечети располагались Гостиный двор с лучшими магазинами города, Главная торговая пл., Толчок и Чернореченская пл. Однако с конца XIX века этот район в значительной степени отошел в зону влияния 6-го прихода.

Среди зажиточных прихожан, оказывавших финансовую помощь мечети, выделяются:

Магди Юсупович Девишев, купец 2-й гильдии, собственник бойни и салотопни, шерстомойки, совладелец парового лесопильного и пшенного завода;

Хусаин Усманович Донсков, владелец пекарни с произво­дительностью до 70 пудов хлеба в день, арендатор калачного ряда на Чернореченской пл., контр­агент городской Александровской больницы, Шапошниковской, Деевской и Ивановской бога­делен, гласный в 1911-1919 гг., один из учредите­лей, председатель и неоднократно член правле­ния «Мусульманского общества г. Оренбурга» содержатель номеров и меблированных комнат;

Мухаммедсафа Курташев, собственник бойни и шерстомойки;

– братья Ибрагим и Мухаметзян Хасановичи Кутлукадышевы, торговцы мануфактурой;

Мухамедсадык Рахманкулов, торговец мануфактурными товарами, владелец 2 лавок;

Махмуд Сейфульмулюкович Усманов, купец 2-й гильдии,крупный сырьевщик и гласный Оренбургской Городской Думы в 1887-1896 г.г.;

Мухаммеджан Хасанович Шарипов, купец 2-й гильдии, владелец 2 лавок мануфактурных товаров с оборотом до 20 тыс. руб., гласный Оренбургской Городской Думы в 1887-1896 г.г.;

Сибагатулла Гайнуллович Габитов, купец 2-й гильдии, торговец бакалейными и колониальными товарами, мануфактурой, мясом, сырьем, шерстью, владелец крупнейшей в городе частной бойни и салотопни, гласный в 1905-1908 г.г.

Поскольку 1-я соборная мечеть находилась в историческом центре города, по соседству с важнейшими административными и офисными зданиями, ее прихожанами были также чиновники, штаб- и обер-офицеры, действующие и отставные нижние чины, дворяне, приказчики и конторские служащие из числа мусульман. Например, интересы общины в органах государственной и муниципальной власти представлял Мирсалих Мирсалимович Бекчурин (1820-1903), действительный статский советник, переводчик канцелярии Оренбургского генерал-губернатора, преподаватель и востоковед, гласный городской Думы в 1887-1893 гг., торговый депутат.

Благодаря помощи состоятельных мусульман вокруг мечети сложился комплекс вакуфных зданий и земельных участков. На протяжении первой половины XIX в. приходское медресе не имело собственного здания и располагалось в домах священнослужителей. В 1848 г. бухарский подданный Тляумбай Маркибаев пожертвовал в пользу прихода дворовое место в 1-й части Оренбурга, по Татарскому пер., № 540/90 для постройки здания мусульманского учебного заведения. Медресе было возведено уже в следующем, 1849 г., а земельный участок документально оформлен только в 1873 г. В 1860-е гг. по духовному завещанию князя Ахметгарея Чингиза (1837-1914), сына правителя Внутренней казахской орды Джангира Букеева, его жена передала деньги, на которые к ограде мечети была пристроена двухэтажная каменная лавка. По условиям пожертвования часть доходов должна была направляться на содержание мутаваллия, однако ахун Абдулкаримов по собственной инициативе отказался от денежного содержания. Половину средств следовало расходовать на ремонт мечети, а другую – на поддержание в порядке фонтана в деревне Стерлибашевой. В 1899-1908 г.г. общий доход от сдачи вакуфной лавки в аренду составил всего 114 руб., но и эти деньги не расходовались, находясь на хранении у имама М.-В.А. Хусайнова. 11 июня 1871 г. бухарский подданный Фахретдин Мукминжанов через своего доверенного, урядника Оренбургского казачьего войска Степана Григорьевича Кадошникова подарил приходу дворовое место с построенной на нем каменной землянкой в 1-й части города Оренбурга, № 562, в длину по Татарскому пер. 12 саженей, а в глубину — 10 саженей, оцененные в 700 руб. По условиям дарственной на этом месте следовало построить второй корпус медресе и дом для приходского имама Хисамутдина Абдулкаримова. В случае оставления должности по болезни или старости он сохранял право на пожизненное проживание в нем, а в случае перехода в другую общину или смерти дом становился служебной квартирой для старшего духовного лица 1-й соборной мечети. Разумеется, это имущество не могло быть передано в залог или продано. Наконец, в 1885 г. оренбургский купец 2-й гильдии из казахов аула № 1 Буртинской волости Илецкого уезда Тургайской области Чемир Акильбеков пожертвовал дворовое место в 1-й части, по Татарскому пер. стоимостью 100 руб., купленное им у Ганиятуллы Миркабаева. Вакуф был утвержден Министерством внутренних дел 28 мая 1886 года за № 2659267. Благодаря этому пожертвованию была расширена территория мусульманского училища, а его комплекс перестроен и приобрел окончательный вид (ныне ул. Левашова, 7). В 1-этажном каменном доме из 2-х комнат с сенями разместилось мектебе, а в 2-этажном каменном здании верхние 4 комнаты были заняты медресе, а нижние 4 комнаты отведены под кухню, кладовые и дополнительные классные комнаты. Обращает на себя внимание, что все наиболее ранние вакуфы в городе были пожертвованы выходцами из Средней Азии. В этой связи влияние таких переселенцев можно рассматривать как один из возможных факторов, которые способствовали возрождению института вакуфов в Волго-Уральском регионе, разумеется, наряду со складыванием бла-гоприятных социально-экономических условий, формированием национальной татарской буржуазии, в связи с религиозной политикой государства и др.