Духовное руководство

С 1805 г. по 1825 г. приход возглавлял в звани­ях ахуна и мудариса Габдессалям Габдрахимов (1765-1840), который впоследствии стал муфти­ем Оренбургского Магометанского Духовного Собрания.

Со времени его утверждения городовым муллой в 1799 г. Габдессалям Габдрахимов открыл в собственном доме мусульманское училище, где в 1810 г. обучались «закону магометанскому и грамоте писать и читать» уже 15 мальчиков и 12 девочек из числа проживающих в Оренбурге татар, бухарцев, хивинцев и ташкентцев. На воспитание к нему посылали своих детей и казахские старшины, что способствовало его тесному сближению с национальной элитой, установлению между ними доверительных и теплых oтнoшeний.

В 1824 г. ахун Габдессалям Габдрахимов обратился в Оренбургскую пограничную комиссию с просьбой осуществить ремонт городской соборной мечети. По устному распоряжению оренбургского военного губернатора П.К. Эссена комиссия предложила начальнику инженеров отдельного Оренбургского корпуса подполковнику Р. Генсу направить одного из его подчиненных для оценки техническо состояния построек и составления сметы ремонтных работ. Хотя документ, подготовленный инженер-поручиком Исаевым в августе 1824 г., оценивал их стоимость в 1527 руб. 15 коп., оренбургской пограничной комиссии удалось добиться значительной экономии бюджетных средств. В октябре она доложила губернатору о завершении ремонта при общих затратах в 800 руб.: были переложены две печи, оштукатурены и покрашены стены и потолки, заново перекрыта крыша, давшая течь, исправлена ограда и заменены ворота.

Своей лояльностью, ответственным выполнением различных заданий Габдессалям Габдрахимов завоевал полное доверие и большой авторитет у губернских властей. После смерти Мухаммеджана Хусайнова, последовавшей 17 июля 1824 г., оренбургский военный губернатор П.К. Эссен предложил назначить на высшую духовную должность хорошо известного ахуна Оренбургской городской мечети, который «по отличному познанию им восточных языков и правил Веры Магометанского Закона… приобрел к себе от магометан, в здешнем крае обитающих, паче от степных Киргиз-Кайсаков, уважение, так и по усердию его, к Правительству выказанному по многим ему поручениям». Указом императора Александра I от 30 сентября 1825 г. Габдессалям Габдрахимов был утвержден новым муфтием, а 15 февраля 1826 г. в Уфе принял присягу и был введен в присутствие Оренбургского магометанского духовного собрания.

С 1848 – по 1863 г. – Усман Мусин в зва­ниях ахуна, имама, хатыба и мудариса; а с 1864 г. – ахун Хисамутдин Абдулкаримович Абдулкаримов. Поскольку, помимо своих непосредственных обя­занностей, он занимался с учениками из мусуль­ман в Оренбургской городской гимназии, посто­янно приглашался в присутственные места, воин­ские команды, к судебным следователям и поли­цейским приставам для привода людей к прися­ге, а также при производстве следствия в ближайших селениях по поручению ОМДС, прихожане избрали ему в помощь 2-м муллой башкира Мухамедшакира Мухамедьяровича Альметева, кото­рый был утвержден в должности и званиях има­ма, замига, хатыба и мудариса журнальным поста­новлением ОГП от 2 марта 1876 г. № 368. Он ро­дился в 1844 г. в деревне Чуюнчиной Альшайской волости Белебеевского уезда Уфимской губер­нии. Вскоре после назначения 2-м муллой, уже в 1877 г. Альметев встал во главе прихода. Начало его духовной службы ознаменовалось серьезным испытанием для прихода, поскольку в крупный городской пожар 1876г. 1-я соборная мечеть Оренбурга сгорела, но была восстановлена на средства купца А.М.-Г. Хусаинова и приобрела совершенно другой облик: 2-этажного каменного здания с массивным минаретом, примыкающим с северной стороны.

16 мая 1878г. журналом ОГП возведен в почетное зва­ние ахуна. 1 января 1897 г. по докладу министра внутренних дел Император пожаловал ему золо­тую медаль «За усердие» на Станиславской ленте.

В 1905 г. приход возглавил Мухамедвали Габдулганиевич Хусаинов, который до этого по указу ОГП от 6 марта 1899 г. № 215 исполнял при той же ме­чети обязанности 2-го муллы в званиях имама-хатыба и мудариса. Родился 15 мая 1867 г. в семье известного татарского предпринимателя и благо­творителя Габдулгани Галиевича Хусайнова. Дол­гое время жил в Турции и Аравии, где получил духовное образование. М.Г. Хусайнова можно с полным правом назвать человеком своего време­ни, которому были свойственны все его противо­речия. С одной стороны, он был мусульманским священнослужителем, причем исповедовал край­не консервативные и даже реакционные взгляды, издавал журнал «Дин ва Магишат» («Религия и жизнь»), который стал своеобразным рупором кадимизма, упорно придерживался старых мето­дов обучения в своем медресе «Валия», жестко подавляя выступления шакирдов и иные прояв­ления вольномыслия. С другой стороны, как и все Хусайновы, он одновременно активно зани­мался предпринимательской деятельностью, с использованием передовой техники того време­ни. Вали-хазрат был учредителем Торгового Дома «М.Г. Хусаинов и К°», владельцем крупной паро­вой просообдирочной мельницы, типографии, которая работала в том числе и по частным зака­зам, арендатором городских каменоломен, чле­ном учетно-ссудного комитета Оренбургского городского общественного банка в 1910-1917 г.г. В годы советской власти он подвергся репрессиям, был арестован и в 1933г. умер в тюрьме г. Троицка.

При 1-й соборной мечети работали мектеб и одно из наиболее известных кадимистских мед­ресе, которое по имени своего хальфы, а затем и мудариса получило название «Валия». Здесь учи­лись писатель, ученый, государственный деятель Галимджан Ибрагимов (1887-1938), религиозный и общественный деятель, драматург, заведующий типографией «Дин ва Магишат» Галямутдин Ханисламов (1875 – после 1938).

В 1910-1911 гг. мусульманские учебные заведения при 1-й соборной мечети Оренбурга насчитывали 140 человек: по 70 уча­щихся в мектебе и медресе. Возраст воспитанников начальной шко­лы колебался от 7 до 15 лет, а в среднем училище встречались лица до 30 лет и старше. При поступлении от них не требовалось ника­ких документов или сдачи экзаменов. За обучение взималась пла­та в размере 1 руб. ежегодно, что делало образование доступным для широких слоев населения. Вместе с добровольными пожертво­ваниями прихожан и ежегодным пособием Оренбургской городс­кой управы в размере 500 руб. это давало ежегодно около 1000 руб., за счет которых покрывались расходы на отопление, освещение и уборку училища, очистку двора и другие хозяйственные нужды.

Программа медресе была рассчитана на 5 лет: 1-й год – азбука, вероучение (гыйльмехал), арифметика, письмо; 2-й – чтение, Коран, арифметика, диктовка, вероуче­ние; 3-й – чтение, Коран, таджвид, вероучение, арифметика, диктовка, чистописание; 4-й – чте­ние, Коран, таджвид, священная история, вероу­чение, география, арифметика, диктовка, изре­чения Пророка (хадисы), чистописание; 5-й – Ко­ран, вероучение, география, арифметика, дик­товка, священная история, изречения Пророка, чистописание. Медресе не только продолжало работать в первые годы советской власти, но и было преобразовано в восьмигодичную высшую мусульманскую богословскую школу. Оно было закрыто лишь в 1928 г., а его организаторы арес­тованы и осуждены.

По состоянию на 1924 г. активными прихожа­нами мечети значатся 108 человек. После ухода Мухамедвали Хусайнова с 1929 г. религиозную службу возглавил Мухамади Усманович Мусин. Он родился 1 ноября 1850 г. в семье имама-хатыба 1-й соборной мечети Усмана Мусина. По жур­нальному постановлению ОГП от 31 июля 1878 г. № 737 был утвержден к ней же азанчеем, могуще­го исправлять должность имама в небытность та­кового, и мугаллимом.

В 1930 г. прекратилась деятельность последнего имама советского периода Усмана Мусина, так как мечеть была закрыта, а здание передано под студенческое обще­житие. Позже здание было преобразовано в жилой 2-х этажный многоквартирный дом.