Основатель мечети и мактаба

Основатель мечети и мактаба Габдессалям Габдрахимов.

С 1805 г. по 1825 г. приход возглавлял в званиях ахуна и мудариса Габдессалям Габдрахимов (1765-1840), который впоследствии стал муфтием Оренбургского Магометанского Духовного Собрания.
Со времени его утверждения городовым муллой в 1799 г. Габдессалям Габдрахимов открыл в собственном доме мусульманское училище, где в 1810 г. обучались «закону магометанскому и грамоте писать и читать» уже 15 мальчиков и 12 девочек из числа проживающих в Оренбурге татар, бухарцев, хивинцев и ташкентцев. На воспитание к нему посылали своих детей и казахские старшины, что способствовало его тесному сближению с национальной элитой, установлению между ними доверительных и теплых oтнoшeний.
В 1824 г. ахун Габдессалям Габдрахимов обратился в Оренбургскую пограничную комиссию с просьбой осуществить ремонт городской соборной мечети. По устному распоряжению оренбургского военного губернатора П. К. Эссена Комиссия предложила начальнику инженеров отдельного Оренбургского корпуса подполковнику Р. Генсу направить одного из его подчиненных для оценки техническо состояния построек и составления сметы ремонтных работ. Хотя документ, подготовленный инженер-поручиком Исаевым в августе 1824 г., оценивал их стоимость в 1527 руб. 15 коп., Оренбургской пограничной комиссии удалось добиться значительной экономии бюджетных средств. В октябре она доложила губернатору о завершении ремонта при общих затратах в 800 руб.: были переложены две печи, оштукатурены и покрашены стены и потолки, заново перекрыта крыша, давшая течь, исправлена ограда и заменены ворота.
Своей лояльностью, ответственным выполнением различных заданий Габдессалям Габдрахимов завоевал полное доверие и большой авторитет у губернских властей. После смерти Мухаммеджана Хусайнова, последовавшей 17 июля 1824 г., оренбургский военный губернатор П.К. Эссен предложил назначить на высшую духовную должность хорошо известного ахуна Оренбургской городской мечети, который «по отличному познанию им восточных языков и правил Веры Магометанского Закона… приобрел к себе от магометан, в здешнем крае обитающих, паче от степных Киргиз-Кайсаков, уважение, так и по усердию его, к Правительству выказанному по многим ему поручениям». Указом императора Александра I от 30 сентября 1825 г. Габдессалям Габдрахимов был утвержден новым муфтием, а 15 февраля 1826 г. в Уфе принял присягу и был введен в присутствие Оренбургского магометанского духовного собрания.
На посту его председателя в 1827 гг. Габдрахимов выступил с ини- циативой постройки в Уфе первой соборной мечети на Фроловской, ныне ул. Тукаева), вокруг которой постепенно сложился комп- административных, культовых и хозяйственных зданий ОМДС. По предложению муфтия были разосланы объявления о сборе добровольных пожертвований авторитетным ахунам и имамам Казани, Нижегородской ярмарки, Сеитовского посада, Астрахани, Петро-Павловска, Семипалатинска и некоторых сельских населенных пунктов. В 1829 г. все расходы по возведению первой мечети в Уфе принял на себя татарский купец, владелец писчебумажных и кумачных фабрик Мукмин Тагиров князь Хозясеитов, а 7 марта 1836 г. она была открыта. На собранные пожертвования в 1834 г. был дополнительно сооружен вакуфный дом — гостиница для приезжающих в город мусульман, доходы от которой должны были поступать на содержание храма. За 4000 руб., выделенные муфтию в марте 1826 г на обзаведение, здесь же был построен его дом, а один из флигелей он уступил для размещения ОМДС. В 1831 г. был возбужден вопрос о строительстве для Духовного собрания отдельной резиденции.
При Г. Габдрахимове работа Духовного собрания стабилизировалась, он добился увеличения его финансирования и расширения штата. По обращению муфтия 28 мая 1832 г. МВД разрешило дополнительно отпускать из казны 1000 руб. ежегодно для найма новых сотрудников или прибавления жалованья имевшимся, а 15 января 1836 г. император Николай I одобрил увеличение штата с 5 до 12 канцелярских служащих при ежегодном финансировании Духовного собрания в размере 10850 руб. серебром. Однако ходатайство главы мусульман 1838 г. об уравнении ОМДС в правах с губернскими правлениями было отклонено. В период работы Г. Габдрахимова на посту муфтия мусуль¬манское духовенство продолжало все глубже интегрироваться в российскую управленческую систему, его права и обязанности получали детальную регламентацию: 21 сентября 1828 г. на него была возложена обязанность ведения метрических книг у мусульман. 27 марта 1830 г. — рассмотрение дел по вопросам неповиновения детей их родителям и других дел, подведомственных совестным судам, 8 июня 1837 г. оно было лишено права накладывать на мусульман телесные наказания, предусмотренные шариатом.
Перед российскими властями муфтий Г. Габдрахимов проявил себя как лояльный и исполнительный чиновник. Муфтий прилагал много сил для пропаганды среди мусульман правительственных мер профилактики и лечения холеры, оспы и других эпидемических заболеваний. В 1834 г. он выпустил книгу «Польза человеческого рода», в которой изложил краткую историю медицины, доказывал ее пользу и необходимость для человечества, утверждал, что «наука врачевания» по степени важности для человека находится на втором месте, уступая только богословию. Когда оренбургский губернатор П.П. Сухтелен 15 августа 1831 г. объявил набор в уездах по 10-20 мусульманских юношей для подготовки медицинских кадров в Казанском университете для Башкирско-мещерякского войска, муфтий Г. Габдрахимов разослал на места свою фетву, одобряющую это начинание. Он активно боролся против пьянства среди мусульман, пережитков народных верований, празднования Сабантуя и Джиенов. Глава мусульман собрал неплохую библиотеку, которая в 1832 г. насчитывала 77 книг на восточных языках, причем некоторые из них состояли из 30 и более томов. Он увлекался астрономией, а на чердаке своего дома оборудовал смотровую площадку с подзорной трубой. Государство высоко оценило деятельность Г. Габдрахимова на посту муфтия: в 1827 г. он был награжден собольей шубой, в 1831 г. — золотой медалью, украшенной 70 бриллиантами, с надписью «За полезное» на Андреевской ленте, а впоследствии – двумя перстнями с 14 и 18 камнями, в 1839 г. ему был пожалован в частное владение казенный дом, в котором он жил.
Габдессалям Габдрахимов умер 30 января 1840 г. в деревне Балыклыкуль, ныне Аургазинского района Республики Башкортостан, где заупокойную молитву над ним прочел ахун и мударрис Хуснутдин бин Шамсутдин бин Джафар аль-Ижданый, а похоронен был 2 февраля в северо-восточной части мусульманского кладбища Уфы.